Это статья для тех, кто живет с ощущением случившейся трагедии, хотя ничего такого страшного в личном опыте не было. Это статья для тех, у кого есть дети-подростки, которые словно не хотят жить, апатичны, не знают чего хотят, залипают в соцсетях и играх, много болеют, имеют врожденные «особенности» тела и психики, разрушают себя в плохих компаниях…
И это всё невозможно понять и объяснить с точки зрения логики. В этой статье ответ будет. Как и направление для исцеления.
Тема непростая, многофакторная. Эту статью я писал несколько недель. Это тот редкий случай, когда я предварительно выслал ее на рецензию уважаемым мной психологам и психотерапевтам. Здесь много слов, местами я повторяю какую-то мысль разными словами в надежде, что какие-то из них все же будут осознаны теми читателями, которым это больше всего нужно.
Начну — на первый взгляд — издалека. Но, поверьте, так нужно для формирования целостной картины.
ОТКУДА ВЕТЕР ДУЕТ
Эмоциональное состояние и эмоции, которые испытывает человек, имеют четыре источника:
- текущие события (эмоции как реакция — это единственный адекватный вид эмоций!),
- воспоминания (как только что-то напоминает о давнем горе — эти эмоции накрывают с головой; это вторичные эмоции, которые свидетельствуют о непрожитой личной психоэмоциональной травме)
- другие люди рядом (это эмпатичные эмоции, которые исчезают, как только человек прекращает общение и меняет место дислокации. Такие эмоции хороши — если компания приятная — до определенного предела, но человеку важно уметь отделять их от своих собственных, и при необходимости закрываться от переживаний других)
- семейные системные эмоции (это сильные, как правило, негативные, эмоции, которые испытывали предыдущие поколения в семье и передали эти шаблоны/программы «чувствования и реагирования» своим детям и внукам).
Дети и подростки, которые живут в негативных эмоциях и состояниях, не имея при этом в своем личном опыте тяжелых психоэмоциональных травм, со 100% вероятностью проживают семейные системные эмоции. Это эмоции, с которыми когда-то не справились взрослые люди (предки вплоть до 7-го колена) — смерть близких, насилие, потери, отчаяние, безысходность…
Весь 20-й век поставлял для возникновения травм одну возможность за другой: первая и вторая мировые войны, голод, репрессии, геноцид и т.д.
Предки, которые пережили эти разрушающие психику события, выжили. Вот только свои травмы исцелить не смогли, а эмоции тяжелейшие, токсичные — вытеснили в подсознание, бессознательное. Насколько могли — изолировали и постарались забыть.
Но психика и тело ничего не забывают. Это осталось и проявлялось через мимику, жесты, алкоголь, эмоциональную отчужденность и замороженность, или же вспышки гнева, приступы депрессии или гнева, страха и ужаса… Их дети (ваши отцы-матери, бабушки-дедушки, а у кого-то и пра-) впитывали это бессознательно, наравне с остальными эмоциями, ценностями, жизненными установками и программами поведения.
И росли уже вот с таким расколом в сердце/душе. Где-то не получая любви от родителей (ее просто не было или на нее не было сил), где-то получая по голове (образно и в прямом смысле). Росли искалеченными психически, но все еще жизнеспособными.
Не у многих получилось исцелить травму в первом или втором поколении. Большинство так и осталось с ней, передав своим детям, а те — своим. Главная проблема в том, что с каждым поколением количество сбоев и глюков в психике, размер передаваемой от рождения травмы — только возрастали. И в третьем-четвертом поколении превысили тот уровень, который может без тяжелых последствий вынести психика ребенка или подростка.
Сегодня все больше случаев рождения детей с «особенностями»: аутизмом, задержкой психического развития и т.д. Эти дети не виноваты. Да и предки их не виноваты. Все они жертвы тех страшных событий, что происходили в 20-м веке. И, к сожалению, отдаленность от тех событий на 50-100 лет ничем не может помочь.
Более того, за это время болезнь под названием «трансгенерационная передача травмы» вызрела, прошла скрытую стадию, и мы наблюдаем ее переход в стадию открытую. Это страшно. Но и хорошо, потому что — наконец-то — у общества появляется шанс на исцеление.
Почему у общества? Потому что эта проблема прямо или косвенно касается всех нас. Тяжелейшие психические (психоэмоциональные) травмы случились, как минимум, с половиной населения страны (война, голод, репрессии и т.д.).
Подобные ищут подобных, поэтому в последующих поколениях тотального смешения не произошло: травмированные находили себе в пару — по резонансу — травмированных, а условно здоровые — здоровых. Но все равно, у каждого из нас есть дедушки-бабушки, прадеды-прабабушки, с которыми приключилось горе.
Да, кто-то из наших предков сумел исцелиться сам и исцелить семью. Но у половины из ныне живущих людей в комнате с семейным наследием стоят огромные шкафы со скелетами, тяжелыми событиями, консервированными слезами, болью и кровью.
А страдают самые слабые члены семейной системы — дети. Которые не могут не заглядывать в это наследие и не брать себе все эти сокровища.
Вот такие дела. Подробнее о передаче травмы (простыми словами) в следующем разделе. В конце статьи будут рекомендации что с этим делать.
О ТРАВМЕ И ПОЧЕМУ ОНА ПЕРЕДАЕТСЯ ДЕТЯМ И ВНУКАМ-ПРАВНУКАМ
Когда с человеком случается травма — что-то тяжелое, что психика не может переварить (насилие, потеря близкого человека или части своего тела, пережитый ужас на грани смерти и т.д.) — его душа (личность) словно раскалывается на несколько частей.
Первую часть можно назвать «жертвой». Это та часть психики, которая прожила тяжелое, вобрала весь негатив, слилась с ним и как следствие потеряла функциональность. Она переполнена страхом, печалью, горем, бессилием, ужасом и прочими тяжелыми эмоциями и состояниями. Еще эту часть называют «травмированной».
Вторая часть психики — это та, которая выжила. Ее так и называют — «выживальщик». Она вобрала в себя действия, целеустремленность, отстраненность (эмоции и проживание достались жертвенной части), функциональность, логику, волю…
По жизни выживающая часть становится вечным защитником жертвы. Она ходит на работу, воспитывает детей, пытается отдыхать (делать это не умеет, потому что не способна чувствовать толком и наслаждаться жизнью… ведь это осколок души, а не вся она целиком).
И все бы хорошо. Но иногда, кода контроль сознания ослабевает из-за усталости и стресса, «жертва» выбирается погулять, перехватывая контроль. Из самого безобидного — человеку снятся трешевые сны, иногда кошмары. Гораздо чаще он как-то болезненно реагирует на безобидные — со стороны — события. И его затягивает в состояние жертвы.
Слезы, боль… — словно с того времени не прошло уже много лет (в норме та же травма потери проживается за полгода-год). И здесь традиционно используется алкоголь. Если травма была про бессилие и гнев (это у мужчин больше) — ждите побоев или «беспричинных» и беспощадных драк. Женщины отыгрываются больше с помощью эмоционального насилия.
Узнаете в этих людях кого-то из своих предков послевоенных лет? Это 1-е поколение после травмы.
У 1-го поколения выживающая часть больше чем травмированная, человек плюс-минус функционален. Проблема в том, что чем больше не решается конфликт (между травмированной и выживающей частью), тем большую он силу набирает, тем сильнее становится травмированная — вытесненная — часть.
Поэтому жизнь у этого поколения была или трагичной и не очень длинной, или же, наоборот, до 100 лет всем на удивление.
Как передавалась травма их детям, 2-му поколению?
Механизм, если упростить, легко понять. Вот рождается у травмированного человека, с расколом в душе, ребенок — чистая душа. И ребенок копирует особенности психики своих родителей тем сильнее и охотнее, чем большую роль те играют. А что может быть важнее внутреннего конфликта расколотой души? Который определяет жизнь человека на 99%? Ничто. Поэтому этот раскол копируется в первую очередь.
У 2-го поколения травма проявилась или в явном, или в скрытом виде. У кого в явном — те существовали неблагополучно, от одной трагедии к другой, по наклонной. У них в душе уже победила травма.
Многие всю жизнь несли в себе травму скрыто. Их выживающие стратегии были хороши — работа работалась, покупались квартиры, иногда машины, как-то налаживалась жизнь. Они держались на силе воли и только к самой старости иногда давали слабину. Потому что из года в год травма набирала свою тайную силу и для своего удержания требовала все больше ресурсов психики.
Переняло ли следующее поколение травму? Да! 100%. По тому же принципу копирования, когда младенец перенимает важнейшие психические структуры родителей, их способ воспринимать мир, думать и действовать. Вот только у этого поколения на первое место все чаще в расколотой психике выходила жертвенная часть, а не выживающая.
Их, 3-е поколение, мы знаем часто как «золотую молодежь», которая словно с жиру бесилась. Или не золотую, а серебренную. Которых родители устроили в университет, потом и на работу… Но как-то этим «детям» все было не в радость, не то и не так. Неприкаянные души.
В этом, 3-м поколении, уже больше алкоголиков и прочих зависимых (тут еще и компьютеры подоспели), вечно ищущих свое место в жизни чудаков, инфантильных мечтателей и т.д.
В 4-м поколении травма проявляется практически с самого рождения. Это задержки в развитии, аутизм, врожденные пороки и другие тяжелые испытания для родителей и всей семьи.
Симптомы и болезни детей здесь — это следствие давних травм психики, что случились с дедами и прадедами. У таких детей может не быть личных психических травм, но существуют они так, словно лично пережили голодомор, смерть родителей, заключение в концлагерь и потерю смысла в жизни.
По-умному это называется «трансгенерационная передача травмы».
Это как в доме пошла трещина в несущей стене, которая со временем будет только увеличиваться.
СИСТЕМНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ
Дети проявляют симптомы родовой системы. Это не дети не хотят жить, не знают чего хотят или бесконечно болеют. Или больны сами по себе. Нет!
Это в Вашей семейной системе накопилось столько проблем, столько вытесненного и неосознаваемого горя, что его невозможно выдержать. И дети или рождаются с особенностями. Или приобретают их в первые годы жизни без всяких явных причин.
Повторюсь. Болезни детей — это маркер тяжелых системных трансгенерационных травм! Дело не в генетике (хотя и она частенько подтягивается), дело в неисцеленных тяжелейших душевных травмах предков.
Существует всего три стратегии действий для родителей (бабушек и дедушек).
Первая. Решать свои личные и семейные психологические проблемы, чистить шкафы с наследством от скелетов. В общем, вкладывать все силы в системную терапию и личную психотерапию (это разные вещи).
И тогда с детей будет снят этот непомерный груз и они начнут исцеляться в вашем чистом поле любви.
Поверьте, не получится просто привести ребенка к психологу или другому чудотворцу, чтобы он что-то такое сделал и ребенок стал здоровым.
Да, не факт, что он исцелится благодаря Вашей психотерапии. Но то, что без Ваших усилий результата не будет — 90% вероятность.
Хотите помочь детям — займитесь своей психикой! Она у Вас более сильна и крепка и именно через нее можно исцелить системную трансгенерационную травму. И дети начнут здороветь и расцветать естественным образом. Им незачем будет больше болеть душой и телом.
Если Вы и есть тот — уже выросший — ребенок 3-го или 4-го поколения… Тогда у меня две новости. Нейтральная: кроме Вас самих помочь вряд ли кто-то еще сможет. Безответственно рассчитывать на родителей или кого-то еще. Хорошая: раз Вы почти дочитали эту статью и видите эти слова, значит у Вас есть достаточно ресурса чтобы справиться. Да, это будет непросто. Да, это займет пару-тройку лет, как минимум. Но шансы на исцеление есть!
Вторая. Рожать десяток детей с прицелом на то, что семейные горести распределятся между ними и половина не только выживет, но и будет успешна.
Эта стратегия работала многие сотни лет (всегда же были травмы!). Половина детей выбирала как основную «выживающую» часть предков, половина — «жертвенную». И судьбы у них складывались соответственно. Это негуманно, но именно так многие сотни лет балансировалась родовая система. Пока не поменялась парадигма, и не начали рожать одного или несколько детей.
Сейчас, когда есть всего несколько детей, а родители из 2-го или 3-го поколения после травмы… у детей очень мало шансов — практически нет — вырасти психически здоровыми. Они вбирают в себя весь груз травм предыдущих поколений. У них психика изначально имеет зависимый склад: отсюда алкоголь, наркотики, погоня за эмоциональной привязанностью, игромания, отсутствие воли, депрессивность, апатичность… Или же психика просто находится в расколе, где бал правит жертвенная часть.
Семейная система нацелена на выживание. Поэтому сегодня распространен еще такой случай: в семье несколько детей, но только с одним из них все очень нехорошо. Он(а) словно вбирает в себя все нерешенные проблемы семьи. И это действительно так.
Через трагедию, которая случается с одним ребенком, давнее горе проявляется, тем самым уменьшая внутреннее напряжение в семье. Клин клином вышибают. И текущая трагедия на время пересиливает давнюю (и все еще нерешенную) трансгенерационную травму.
Иногда такой жертвы (обычно это рассматривается как то, что душа ребенка решила из большой любви пожертвовать собой ради семьи) достаточно, чтобы на 1-2 поколения включилась возможность переключения между ролью «выживальщик» и «жертва». Но это не про счастье и не про исцеление. Это про отсрочку и возможность функционировать для других членов семьи. Но как только эта травма (боль) уйдет в тень (бессознательное) — все возвращается на круги своя.
Третья. Смириться с тем, что уровень страдания в семье будет нарастать. Возможно, дети и потомки справятся сами и расчистят завалы с семейным наследием. Им придется сделать это. Или умереть. Но людей ведь и так много на нашей планете?! Одной семьей больше, одной — меньше… Нужно жить для себя или ради великих идей…
Все больше людей выбирает примерно такую стратегию. Их не стоит винить или восхищаться ими. У них чаще всего нет возможности жить иначе. Нет ресурса для детей. Или есть ощущение, что та боль, что уже есть в них самих, не даст жизни их потомкам. И они сами хотят прекратить это радикальным способом.
Многие из них откладывают детей на потом, занимаются собой: развитие, психотерапия, эзотерика… Проходит много лет. Кто-то из них успевает создать семью. Кто-то — годы летят быстро — нет.
ЧТО ДЕЛАТЬ, КАК СПАСТИ
Дорогие родители с проблемными подростками. Займитесь собой! Только так у Ваших детей появится шанс на счастливое будущее. Начните чистить забитые семейными трагедиями шкафы своей психики. И дети перестанут чувствовать себя и вести как девяностолетние старцы, которым уже ничего не интересно и уже непонятно зачем жить, или которые существуют на грани адекватности и не могут отличить хорошее от плохого.
Сегодня у многих детей и подростков непонимание чего они хотят, зачем они в этом мире. Это не единичные случаи, а массовые. Причина в том, что это уже 3-е или 4-е поколение после травмы и у его представителей уже не осталось выбора. Роль выживальщика занята вами, вашими отцами и возможно дедами. И она истощилась, исчерпала себя. На Ваших детей этой роли уже не осталось. Только роль жертвы. Это тяжело, но дети воплощают в себе все нерешенные травмы семьи, как минимум собранные с 2-3 поколений.
Если хотите спасти детей, начните с себя. Скорее всего, ваши дети с непонятными вам сложностями или особенностями — это 3-4 поколение после травмы. У предыдущих поколений — Вас самих и ваших родителей — еще хватало ресурсов на выживание, балансирование между выживающей и травмированной частями психики. Но у четвертого поколения полный Пэ. Вспомните свою семью, ее историю, и посчитайте какое Вы поколение после семейных трагедий во время второй мировой, гражданской войны, голодомора, коллективизации, репрессий и т.д.
Поймите, если Вы еще просто расколоты на выживающую и травмированную часть, то у детей даже выживающей части уже нет. Они не могут собрать себя в кучку и вкалывать, как это делало несколько поколений предков перед ними и Вы сами. Они уходят в зависимости, виртуальные миры. Они уже не могут жить в этом мире. Пока только эмоционально и интеллектуально. Но если не начнете разгребать завалы семейные, то и физически. Вопрос времени — пары-тройки десятков лет. Я знаю, что это жесткие слова. Может вы хотя бы напугаетесь и займетесь тем, что уже некуда откладывать. Зима близко.
Что поможет? Я, как и многие мои знакомые психологи и психотерапевты, связываю исцеление трансгенерационной травмы — и личное, и общественное — с системными семейными расстановками и той мировоззренческой картиной, которую предлагает это направление психотерапии.
Первое, что Вы можете сделать для своих детей — придти на группу по расстановкам в качестве заместителя. В Киеве это стоит примерно $10. В других городах страны в несколько раз меньше. Придите раз, придите два, три — но уже к другим ведущим (расстановщикам). Потому что, с одной стороны, важен человеческий контакт. С другой, тема набирает популярность и дилетантов много больше, чем опытных мастеров (терапевтов). И судить по одному из них об этом направлении не получится.
Посещение расстановок и работа на семейно-системном уровне может быть (а в идеале и должна!) усилена личной терапией. Здесь могут быть эффективны (в зависимости от типа личности и особенностей психики) самые разные методы: гештальт-терапия, классический и юнгианский психоанализ, арт-терапия, телесно-ориентированная терапия и т.д. Плюс важны различные практики самопомощи для стабилизации и укрепления здоровья